МБОУ СШ № 133 (Официальный сайт)
г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Гусарова д. 16
  • Основы религиозных культур и светской этики

    Уважаемые  родители!

    На встрече со Святейшим Патриархом Кириллом и лидерами других российских религиозных организаций 21 июля 2009 года Президент России Д. А. Медведев принял решение о начале преподавания в школе дисциплин духовно-нравственного содержания. В двадцати одном регионе России прошла апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». С 1 сентября 2012 года этот курс стал обязательным для четвероклассников во всех субъектах Российской Федерации. 

    В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28.01.2012 № 84-р с 1 сентября 2012-2013 учебного года в обязательную часть образовательной программы 4 класса в объеме 34 часов (1 час в неделю) введен комплексный учебный курс «Основы религиозной культуры и светской этики (далее – ОРКСЭ)», направленный на духовную консолидацию российского общества, укрепление его традиционных нравственных основ средствами образования. Время, отведенное на основные школьные предметы, не изменяется.

    Этот курс разработан учеными и специалистами, привлеченными Министерством образования и науки РФ.

    Курс ОРКСЭ является  комплексным и включает 6 модулей

    Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
    Планируемые результаты обучения по предмету

    Личностные результаты

    • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
    • Формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
    • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
    • Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
    • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
    • Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    Метапредметные результаты 

    • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
    • Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
    • Адекватное использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
    • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
    • Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
    • Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
    • Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

    Предметные результаты 

    • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
    • знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
    • понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
    • освоение основополагающих понятий курса «Основы светской этики»;
    • формирование умения устанавливать взаимосвязь между культурой, моралью и повседневным поведением людей; анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
    • развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства;
    • ценностного отношения к памятникам истории и культуры;
    • формирование общекультурной эрудиции.

    Основное содержание учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» 

    Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом учебных модулей, один из которых изучается по выбору родителей (законных представителей) обучающихся: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики»:

    Основы православной культуры 

    Россия – наша Родина.
    Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и ее ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

    Основы исламской культуры 

    Россия – наша Родина.
    Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Во что верят правоверные мусульмане. Добро и зло в исламской традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

    Основы буддийской культуры

    Россия – наша Родина.
    Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды и бодхисаттвы. Семья в буддийской культуре и ее ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

    Основы иудейской культуры

    Россия – наша Родина.
    Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

    Основы мировых религиозных культур 

    Россия – наша Родина.
    Культура и религия. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

    Основы светской этики 

    Россия – наша Родина.
    Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Учитель может внести коррективы в структурные элементы программы с учётом особенностей обучающихся конкретного класса, с учётом региональных, национальных и этнокультурных особенностей, а также выбранного комплекта учебников. Например, изменить количество часов изучения определённой темы, внести изменения в содержание изучаемой темы, дополнить требования к уровню подготовки учащихся, сделав соответствующее обоснование. Дополнительные методические и дидактические материалы для планирования данной части основной образовательной программы имеются в методических пособиях для учителя, в сборниках проверочных и контрольных работ, в пособиях для внеурочной деятельности.

    В электронном журнале МБОУ СШ №  133 и на сайте школы родители могут  познакомиться с нормативными документами, обеспечивающих введение учебного курса, увидеть содержание его модулей и особенности преподавания. Родители будущих четвероклассников должны сделать свой выбор модуля

    Родители (законные представители) школьников могут выбрать ОДИН из модулей для обучения своего ребенка.

    Выбор модуля необходимо оформить в виде заявления (до 20 апреля 2023 года). 

    Заявление в бумажном варианте можно отдать классному руководителю или в электронном виде    направить заместителю директора Легачевой О.В. через Электронный журнал.

    Курс ОРКСЭ носит светский характер: у всех модулей будет единая методическая и методологическая основа, преподают его учителя, прошедшие специальную подготовку.

    Любой выбранный модуль  позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской КУЛЬТУРЫ, предоставит возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики с опорой на те культурные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес.

    В основные задачи курса входит: формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения.

    Данная задача решается путем включения в каждый модуль материалов по истории России и мира, литературе, музыке, живописи и изобразительному искусству, фрагменты биографий известных людей. Специалистами проработаны межпредметные связи со всеми необходимыми школьными предметами, которые внесены в сетку расписания для учащихся 4 классов.

    Пример: Презентация к уроку № 9 курса ОРКСЭ

    Учебные пособия для школьников по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» – это комплект из 6 книг.

    Учитывая возрастные возможности школьников 10–11-летнего возраста, учебные пособия по курсу нацелены на коммуникацию учеников, способствуя тем самым обмену мнениями, включают обширный иллюстративный материал, в том числе мультимедийные интерактивные материалы.

    Таким образом, курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, их родителей, учителей) в национальную и мировую культуру; способствовать формированию широкого кругозора и осознанного нравственного мировоззрения граждан, что определяется в качестве основных задач содержания образования в законодательстве России.

    Практические советы родителям:

    • настройтесь на воспитание, отнеситесь к новому школьному курсу как к дополнительному средству нравственного развития вашего ребенка;
    • разговаривайте с детьми о том, что они изучили на уроках;
    • воспитывайте у ребенка благожелательное отношение к людям другого мировоззрения;
    • не упускайте время, благоприятное для нравственного воспитания детей;
    • не забывайте, что никакой учебный курс сам не воспитывает; главное – ребенок в процессе изучения может приобрести понимание того, насколько важна нравственность для полноценной человеческой жизни;
    • создавайте в общении и взаимодействии с ребенком воспитывающие ситуации, превращайте возникающие проблемы в нравственные уроки.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie